В прошлом году я начал проект «Методичка от Назарова», который, возможно, знаком тем, кто давно следит за моими публикациями. Его суть заключалась в серии коротких видео, где я делился экспертными советами по вопросам коммерческой недвижимости. За это время было опубликовано четыре ролика, однако затем, по стечению обстоятельств — скорее всего из-за загрузки, — проект приостановился. Для напоминания перечислю темы видео:
1. К
ак правильно оценить ваш объект2.
Как найти покупателя на ваш объект3.
Публичная и непубличная продажа4.
Очень важный критерий для продажи объекта недвижимостиТем не менее, у меня сохранилось еще два невыложенных видео, монтаж которых так и не был завершен. Сегодня, случайно наткнувшись на архивные материалы, я вновь задумался о том, что идея была удачной, и стоит к ней вернуться.
Кроме того, специально для вас, я перевёл пятое неопубликованное видео в текст и разместил его ниже. В материале подробно рассмотрены плюсы и минусы самостоятельной продажи недвижимости и сотрудничества с агентом.
Самостоятельная продажа объекта недвижимости или работа с агентом?Выбор между самостоятельной продажей или привлечением профессионального агента — один из ключевых для собственника коммерческой недвижимости. На жилищном рынке около 90–95% сделок проходят с участием агентов. В коммерческом сегменте эта цифра достигает 80–90%, что обусловлено высокой концентрацией профессиональных игроков: инвесторов, компаний, команд, специализирующихся на всех этапах работы с объектами.
Такие специалисты, как правило, предпочитают действовать самостоятельно, однако роль агентского рынка сложно переоценить. Если вы игнорируете взаимодействие с агентами, рискуете лишиться части потенциальных покупателей и значительно усложнить процесс продажи.
Можно ли провести сделку самостоятельно, если опыта немного? Безусловно, если у вас есть время и желание погрузиться во все нюансы процесса. Собственник лучше других знает особенности своего объекта, локацию, обладает всей необходимой информацией, и вполне способен организовать переговоры. Однако следует помнить важный нюанс: ваше предложение неизбежно привлечёт внимание агентов, вне зависимости от формулировок в объявлении. Вам будут звонить и писать в любое время, будут просить показать объект, что потребует дополнительных временных и эмоциональных затрат.
Если вас не пугает необходимость регулярно взаимодействовать с агентами и потенциальными покупателями, самостоятельно заниматься рекламой, фотографиями, текстами объявлений, то этот путь реален. Важно грамотно определить цену, корректно презентовать объект и уделить внимание процессу переговоров, юридической составляющей и безопасности.
Нередко на рынке встречаются недобросовестные покупатели или откровенные мошенники, поэтому при самостоятельном выходе на рынок нужно проявлять особую осторожность: не раскрывать лишней информации, внимательно относиться к документам и контактам.